![]() |
Развитие сознания и его ума |
Это направление актуально на всех этапах духовного развития. Оно подразумевает возможность контроля ума над своим развитием. Это означает, что ум способен влиять на процесс развития. Однако этот процесс возможен в случае, если известны рычаги управления или известны основные опорные точки развивающегося сознания, которые следует отслеживать, не влияя на сам процесс, а только корректируя действия в моменты, когда направление процесса неоднозначно.
Речь идет о моментах, когда действия человека по отработке любых ситуаций, в том числе и обычных житейских, после максимально возможного анализа имеют два противоположных варианта решения. Одним вариантом является итог рационального умозаключения, который постоянно сопутствует в поисках решений и выступает, как путеводитель жесткого рационалистического мышления. Это мышление, как обособленная программа, указывает путь максимально возможного рационализма, исходя из известных уму критериев, и помогает уму видеть рациональное решение вопроса.
Другой вариант разрешения вопроса предполагает иной путь его разрешения. Наряду с рациональным умозаключением, он включает в себя чувственный аспект, т.е. учитывает кроме рациональных вариантов еще иные потребности, не просчитываемые рациональным умом. Это могут быть как чувства астрального плана, так и чувства ментального плана. Все зависит от уровня развития человека. Чувством ментального плана, например, является чувство информационного голода, которое необходимо удовлетворять через некоторые промежутки времени. Чувство голода усиливается, если жесткий рациональный анализ не находит ответа в создавшейся ситуации, а требует решения вопроса без удовлетворения информационного голода, который, в частности, является причиной недостаточно глубокого рационального анализа из-за недостатка информации.
В этих ситуациях разрешение вопросов противоположного направления следует решать, прежде всего, в удовлетворении чувственного мотива. В противном случае возможно энергетическое истощение, вызывающее стрессовое состояние организма сознания. Однако здесь следует еще один вывод. Он вытекает из ширины поля между граничными опорными точками жесткого рационализма и чувственного аспекта.
Начинающий духовное развитие человек имеет пределы вариаций разрешения проблем от максимально возможного уровня развития ума до минимального уровня влияющих чувственных факторов, как правило - страстей. Этот диапазон выбора решений позволяет избегать серьезных ошибок в повседневности. Однако, в силу этого, он является долгоживущим, т.к. множество вариантов решения проблем не проявляют истинно-необходимого пути, в том числе и развития человека. Поэтому найти тропу духовного развития возможно только людям с аналитическим складом ума.
В свою очередь, высокий уровень духовного развития ограничивает диапазон между опорными точками, вызывая тем самым уменьшение вариантов решений вплоть до проявления двух противоположных вариантов, о которых упоминалось выше. Таким образом, духовное развитие предполагает установление жестких рамок не только чувственного аспекта на астральном плане, но и постоянного ограничения в рамках ментального плана. Каков же итог высшего духовного развития физического человека?
Итогом может быть не ограничение диапазона ментальных возможностей человека, а поиск путей их расширения. Иначе говоря, способность более глубокого рационального мышления возможна только в двух случаях. Первый уже упоминался. Это утоление информационного голода. Второй вариант решения - расширение возможностей сознания в вопросах рационального мышления. То есть развитие ума не только путем развития образного мышления, но и другими путями, в том числе и расширением сознания. О расширении сознания более подробно коснёмся ниже.
Вдохновение - особое состояние ума, свойственное людям, настроенным к творческой работе. Это состояние, сопутствует каждому человеку в период романтических мечтаний. Оно способствует расширению сознания, при котором все его отделы начинают функционировать в полную силу. Их работа определяется направлением темы, которую намерение осуществляет в конкретный момент. Этот процесс вдохновения свойственен любому направлению деятельности человека, связанной как с развитием своего сознания, так и с деградацией этого же сознания. То есть этот процесс не имеет ограничений в направлении деятельности человека.
Вдохновение является результатом возбуждения отдельных центров сознания, которые обеспечивают его энергией и способны при определенном настрое ума работать с большей отдачей. Эти центры не увеличивают общий поток энергии в сознании, а перераспределяют его в соответствии с деятельностью ума в момент проявления его глубинных чувств. Такое состояние ума требует определенных усилий с его стороны, в результате которых образуется дополнительная связь отдельных не взаимосвязанных уровней сознания, что способствует изменению в их функционировании. Иначе говоря, сознание начинает работать на вибрациях ума, которые вызывают вибрации соответствующих центров сознания, и вызывают их проявление, как процесс вдохновения. Таким образом, ум становится генератором вдохновения и может изменить этот режим до степени полного расширения сознания.
Надо иметь в виду, что противопоказаний в процессе вдохновения не существует. Однако за направление этого процесса отвечает ум.
Описать проявление вдохновения с точки зрения физических процессов невозможно, хотя отдельные его аспекты можно выделить. Первое, на что можно обратить внимание, это способность вдохновения к творчеству. Творчество, рассмотренное в другом разделе, описывается, как процесс активного созерцания. Вдохновение в этом случае является именно таким процессом, т.е. происходит работа сознания в режиме внутреннего поиска, который ум созерцает и не влияет на этот процесс через намерение. Однако включение центров вдохновения происходит намеренно и может иметь развитие, способствующее быстрому переходу в это состояние.
В общем случае вдохновение является элементом творчества и решает его задачи. Оно является механизмом, способствующим усилению процесса творческого мышления. То есть активный процесс творческого созерцания может иметь некий регулятор, который именуется вдохновением. Умение управлять этим регулятором с помощью ума является показателем уровня развития ума. Иначе говоря, развитие ума раскрывается не только в способности интеллектуального мышления, но и в способности творить вдохновенно. Поэтому вдохновение можно отнести к показателю, который способен при тестировании ума выявить его способности именно в этом направлении.
Развитие ума предполагает создание механизмов для накопления энергии ума, которая питает все интеллектуальные органы сознания.
Развитию ума должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой оттачиваются энергомеханизмы, обеспечивающие работу мозга и других органов физического сознания качественной энергией. И только чистая энергия способна выстроить хороший энергомеханизм, питающий ум.
Развитие ума связано и с рассудочной деятельностью. Роль рассудка в жизни человека всем известна. Этот отдел сознания способствует изложению информации в виде текста. Развитие рассудка способствует более качественному переводу информации в текст за счет внутреннего опыта и накопления словарного запаса. Опыт рассудка - это его потенциал, заключающийся в способности воспроизводить текст такой сложности, которую может осилить рассудок, используя словарный запас своей памяти и рассудочный ум, который развивается по мере накопления навыков работы,
Рассудок способен работать самостоятельно. Он может самостоятельно и развиваться, если есть соответствующая энергетическая подпитка. Рассмотрим этот процесс на примере, когда ум человека не может отличить проявление мысли ассоциативного поля сознания от текста рассудка, генерирующего самостоятельно текст в зависимости от намеченной темы. Если ум сознания не замечает способностей ума рассудка, и в связи с этим сопровождает свою работу внутренним диалогом рассудка, то ум может попасть в сети этого отдела сознания. А в случае поощрения этого процесса со стороны ума сознания, т.е. энергетической подпитки, рассудок может выйти на режим самостоятельного диалога с самим собой, но на других уровнях сознания. Да, рассудок может быть работоспособным на нескольких уровнях сознания одновременно, равно как и сознание человека является работоспособным и самостоятельным на каждом уровне.
Раскроем механизм работы сознания на разных уровнях. Каждый уровень ментального плана содержит вполне самостоятельную единицу сознания со всеми его отделами, в том числе и рассудком. Задача ума сознания человека, т.е. физического человека, заключается в контроле за качеством процесса не только осмысления проблем, но и за качественной работой всего многоуровневого механизма сознания. Замыкание рассудка одного уровня через ум человека с рассудком другого уровня может служить поводом для внутреннего диалога рассудков при созерцательном участии ума сознания, что недопустимо. Этот процесс ум должен не только контролировать, но и управлять им, чтобы уровень самостоятельности рассудка не превышал критического значения, являющегося чертой, за которой начинается деградация сознания. Упоминание причин шизофрении в разных темах целиком относится к описываемому процессу, происходящему за границей допустимой самостоятельности рассудка. Поэтому знание принципов саморазвития сознания позволяет избежать ошибок.
Ошибки возникают по мере увеличения чувствительности сознания в процессе его очищения. Чувствительность способствует возможности увидеть мысли разных уровней сознания и услышать проявления рассудка этих уровней. Ошибки возникают как результат отождествления умом проявления рассудка какого-либо уровня со своим "Я". Это способствует внутреннему диалогу до момента опознания "собеседника". Это в свою очередь дает хороший опыт. Однако возможны ошибки более существенные, когда развивающийся ум человека способствует развитию рассудка до степени его самоорганизации. То есть рассудок приобретает опыт, уровень которого позволяет ему действовать аналогично эгрегору. В этом случае рассудок способен в процессе самоорганизации отождествить себя своим умом и проявлять инициативу в диалоге с "Я" человека и даже развивать элементы хитрости. Конечно, эти процессы проходят при попустительстве ума, однако, даже незначительное попустительство еще более серьезно может отразиться на сознании, развившем высокую чувствительность. В этом процессе может быть кризис, если не замечать умом способностей рассудка. В особенности, лень ума на этом этапе создает все условия для произвола в развитии рассудка. Заметим, что развитие ума способствует развитию рассудка, который, в свою очередь, подстегивает развитие ума. Получается замкнутый круг. Где же выход?
Выход заключается в необходимости соблюдения постоянного внутреннего молчания. Ум должен сократить до необходимого минимума работу рассудка. Это достигается путем постоянного медитативного состояния сознания и контроля со стороны ума за работой сознания на разных его уровнях.