Самомнение в нашей жизни

 

Этот ментальный аспект человека подкрепляется его отрицательной корневой системой мировоззрения. Но не только. Самомнение, по сути, есть элемент субъективности в проявлении каких-либо оценочных результатов, чаще всего затрагивающих мировоззрение другого человека.

Самомнение – это субъективный фактор оценки. Он возникает в результате того, что накопленный прежде опыт познания в какой-либо области проявляется в его наивысшей фазе как оценка, суждение, вывод и т.д. Другими словами, задача оценки сводится к перебору наиболее вероятных знаний по конкретной области и выводу результата, интегрирующего в себе весь накопленный багаж знаний. Имея оценочное суждение, человек в определенной ситуации невольно выдает искомый результат своих рассуждений за истину, закладывая в него часто субъективный фактор.

А как же иначе можно думать, спросит читатель? Каждый человек добивается результата именно таким путем обработки своих накопленных знаний.

Весь смысл самомнения заключается в том, что объективность в оценке – есть плавающий аспект. Потенциал объективности изменяется в процессе передачи информации тому или иному лицу, фундамент мировоззрения которых может быть различен. Поэтому при закладке объективной оценки в один мировоззренческий фундамент эта информация ляжет на благодатную почву, еще более развивая мировоззрение одного человека. А закладка той же объективной оценки в другой мировоззренческий фундамент может вызывать реакцию отторжения у другого в связи с тем, что такая информация в этом фундаменте будет рассмотрена как субъективная оценка. Так вот, самомнение проявляется в тот момент, когда информация отторгается мировоззрением и рассматривается как субъективная.

Значит, проявления самомнения есть неизбежность у развивающегося человека? – спросит читатель.

Да, именно так. Однако самомнение остается отрицательным аспектом, т.к. оно вносит диссонанс в мировоззрении того человека, который увидел проявление самомнения у другого лица. В этом смысле самомнение не должно проявляться, иначе неизбежен диссонанс у того, кто увидел в тебе твое самомнение. Проще говоря, самомнение не должно проявлять свое присутствие, иначе взаимоотношения людей не будут идеальны. Если же человек продолжает настаивать самомнением, зная его механизмы проявления, то он этим самым оказывает давление на другого человека, развивая в себе механизм амбиций, либо должен первому объяснить понятным языком его ошибку, если такое вообще возможно. Мы иногда встречаем физиков-теоретиков, которые, сцепившись меж собой, отстаивают свои позиции на высоких эмоциональных уровнях. Мы не будем рассматривать самомнение, как результат активных чувственных процессов, влияющих на результаты выводов, т.к. чувственный аспект в логике, это очевидно, есть помеха, навязывающая субъективность выводов.

Корешок амбиций не просто уловить, если неизвестен механизм закладки этого корешка. Силовой фактор этого механизма еще более существенен, если за спину самомнения прячутся сформированные амбиции, например по принципу: "мнение начальника превыше всего". Вследствие этого недостаток ума человек с высоким самомнением компенсирует давлением особенно в авторитарных схемах взаимоотношений.

На этапе очищения необходимо видеть в себе потенциал самомнения. Как же уйти от его проявлений на этом этапе?

Объективность оценки будет иметь место, если во взаимодействии с другим человеком рассуждения строятся на знании мировоззрения того, кому передается информация. Если же информация передается через СМИ, в том числе и интернет, то в неисследованных вопросах оценочные выводы СМИ могут быть расценены читателями с обоих позиций: как объективные, и как субъективные. Это самый простой пример является неизбежностью в обществе, которое развивается, и в котором еще не накоплены знания. Поэтому мы постоянно встречаем противоречия, вызванные недостатком проработки оценочных суждений в СМИ. А наличие самомнения в самих структурах управления нашим обществом легко уводит его в тупиковую ветвь, либо самомнение в управлении приводит к развитию в этом обществе силовых тенденций. Можно сказать, что авторитарное управление есть результат проявления повышенного самомнения в симбиозе с другими силовыми механизмами.

То же можно сказать и об обществе, путь которого выстроен на лукавстве со стороны органов управления или даже на прямой лжи. Например, формула демократии в нашем обществе построена именно на лукавстве, которое проявляется наиболее ярко особенно в период выборов.

Однако, возвращаясь к исходной теме, необходимо заметить, что потенциал самомнения не поддается идеальной регулировке, если общество не устремлено к духовному развитию. То же касается и самого человека. Он не может быть всегда объективен, если у него нет поддержки со стороны более объективной, чем он сам. Только осознанная связка человек-Учитель позволяет сохранять объективность любых суждений в любом кругу взаимоотношений.

Назад