Память и её объём

 

Каждый человек в процессе жизни постепенно заполняет участки памяти, отвечающие определенным критериям записи информации. Речь пойдет об оптимизации методов заполнение памяти максимальным информационным объемом. В нашем случае сознание располагает огромным объемом памяти. Важно правильно ее использовать, чтобы вся информация не только записывалась в памяти, но и сохранялась до ее следующего востребования.

Эту сложную задачу оптимизации записи-считывания информации мы рассмотрим с самого простого примера обучения в школе. В этот период информация заносится в память, если она усвоена. Этот процесс усвоения информации состоит из нескольких шагов:

1. Понимание получаемой информации.
2. Эмоциональное окрашивание информации.
3. Образное восприятие информации.

Каждый из этих пунктов может быть совмещен с любым другим. Однако, если рассматривать каждый пункт в отдельности с позиции максимального информационного объема, который может быть использован для записи по каждому их указанных методов, то они значительно различаются по своему информационному объему памяти. Например, информация, записанная в память без эмоционального окрашивания и не связанная образами, как и абстрактная информация, закладывается в сознании в такой отдел памяти, который работает с абстрактной информацией.

Да, в памяти существует такой отдел, куда заносится абстрактная информация. Этот отдел можно развивать определенными упражнениями. Но если его не развивать, то запись может осуществляться в этот отдел памяти принудительным методом. Зубрёжка – яркий пример записи в память этого отдела. Или другой пример – чтение не интересной информации. В этом случае также не используются эмоции, да и образы редко возникают, т.к. сознанию "неохота" напрягаться над тем, что не привлекает любопытство. При таком режиме усвоения информации запись в память происходит в тот же отдел абстрактной информации. И если длительный период использовать такой режим получения новой информации, то постепенно информационный объем этого отдела заполняется, снижая тем самым и процесс запоминания. Такой период наступает, как правило, в зрелом возрасте, когда этот отдел уже полностью заполнен, либо он слабо развит, т.к. человек не занимался собственным совершенствованием в процессе жизни. А эмоциональной окраски уже нет той, что была прежде. Да и душа может оказаться чёрствая из-за отсутствия высокодуховных мотивов по жизни. Образное восприятие этого человека тоже может быть не развито, т.к. этот отдел образного восприятия был ещё в детстве задавлен какими-нибудь чувственными удовольствиями в большей степени, чем целенаправленным развитием образов.

Вспомним, например, различные конструкторы, которые ребенок с восторгом собирает, развивая образное мышление. Он и далее по жизни может стать конструктором, либо творческим работником, что тоже немаловажно. А вот другой, но отрицательный пример мы встречаем, когда в кинозале слышим хруст от потребления попкорна, а сюжет фильма давит зрителя своими страшными сценами при звуковых эффектах громкостью более 90 дб. Что может в этот период быть записанным в память? Тот эмоциональный отрицательный тонус, который зашлаковывает своими отложенными энергиями канал восприятия?

Однако, если вернуться к памяти с абстрактной информацией, то мы видим, что она предназначена для ограниченного применения и имеет ограниченный информационный объем. Поэтому её наполнение означает, что необходимо было использовать все резервы памяти для закрепления информации. В этом смысле образная память в сознании имеет такой объем, что его хватит человеку с развитым образным восприятием на многие сотни лет жизни в физическом мире.

Эмоциональный окрас при восприятии информации связан со способностью сознания самостоятельно выбирать, в какой области памяти эта информация будет записана. Если информационная окраска с небольшим эмоциональным потенциалом, то эта информация может быть записана в память с абстрактной информацией. А информация, полученная в период эмоционального подъема, будет записана в памяти образов.

Таким образом, необходимо развивать свою память, используя методики образного восприятия. В этой теме не стоит задача описания этих методик. Они известны и опубликованы в соответствующей литературе и имеются в методических отделах в структуре образования. Однако некоторые штрихи все же надо отметить. В первую очередь, это настройка Отдела образов в сознании. Если ему не уделять внимания в процессе развития человека на жизненном пути, то кроме творческих работников, которые используют этот отдел напрямую, другие специализации затрагивают его лишь косвенно. Однако необходимость в этом существует, и работа именно с образами должна являться основным предметом в общеобразовательной школе. Только тогда этот Отдел сознания будет обладать не только творческими способностями, но и образная память даст человеку неограниченный потенциал в его духовном росте. А для тех, кто уже давно вышел из школьного возраста, можно предложить самые простые методики восстановления памяти при запуске отдела образов в сознании. Для этого достаточно, но ежедневно выполнять следующие рекомендации:

1. При чтении новостей с монитора, либо с газетного листа необходимо представлять сюжет каждой новости умозрительно.
2. Не стараться быстро читать. Это приводит к безобразному чтению. Только после развития образного восприятия можно развивать скорость чтения.
3. Стараться принимать информацию не на слух, например из радиоприемника, а зрительно, т.е. с участием образного центра сознания.
4. Вспоминать по исходу дня все, что произошло за день.
5. Развивать сердечный центр, т.к. через него происходит эмоциональное наложение на принятую информацию. При этом душа является основным источником эмоций, и ее развитие – это чувственное и эмоциональное восприятие, является необходимым условием подключения души к процессу развития памяти.

Назад